Карьерные монстры с искусственным интеллектом: БелАЗ показал полностью автономную спецтехнику

Карьерные монстры с искусственным интеллектом: БелАЗ показал полностью автономную спецтехнику

Подготовиться к наступлению будущего белорусскому предприятию помог давний партнер — российская компания «ВИСТ Групп». Также в проекте приняла участие фирма «Цифра», специализирующаяся на интернете вещей и искусственном интеллекте. Готовы к восстанию жодинских машин?

Карьерные монстры

На планете Земля добыча горных ископаемых ведется во все более сложных условиях. В Чили, например, наши БелАЗы колесят на высоте 4 тыс. метров. Там даже рабочий день сокращенный — настолько тяжелые условия труда. Во многих регионах трудности работы возникают из-за загазованности, пыли и даже тумана. Человеческий фактор невольно становится причиной снижения эффективности работы в сфере добычи ископаемых. Например, после взрыва горной породы поднявшаяся пыль останавливает работу на несколько часов, а иногда и несколько суток. Рабочие попросту не могут там дышать. И тут на помощь должны прийти наши БелАЗы, которые обучились передвигаться и полноценно работать без человека в кабине. Машине не нужен чистый воздух, видимость и обед с компотом.

Карьерные монстры

Где пульт от БелАЗа?

Отклоняясь от темы, хочется отметить, что БелАЗы уже давно пытаются ездить без человека. Еще в 2010 году белорусский производитель представил модель с возможностью дистанционного управления. Конечно, пульт от БелАЗа не такой простой, как, скажем, от игрушечной машинки, но и ничего сложного в нем нет — руль вообще от PlayStation. Управлять многотонным самосвалом приходится с удаленного места оператора. Оно повторяет кабину водителя, но находится далеко от машины. Может быть даже в другой стране — управление происходит через интернет.

Карьерные монстры

Процесс до безобразия прост. Садишься на удобное место, оборудованное джойстиками, педалями и тремя мониторами, и погружаешься в увлекательный процесс управления БелАЗом. Что-то типа авиационного тренажера, но, в отличие от виртуального самолета, здесь человек приводит в движение настоящую машину. Картинка на мониторы транслируется с камер, расположенных на самосвале (или погрузчике). Скорость движения подобной техники невелика, поэтому лаг в долю секунды не будет критичным. Если же интернет совсем отвалится, то машина застынет в том положении, в котором была в момент обрыва связи.

Карьерные монстры

Проект беспилотного самосвала

В 2013—2015 годах БелАЗ тестировал прототип самосвала, который автономно колесил по заданной траектории. Здесь уже техника самостоятельно рулила, разгонялась и тормозила. Испытания проводились на заводском полигоне, и в 2015-м был показан полностью готовый самосвал, способный передвигаться без участия человека. Теперь без аббревиатуры РКС не проходит ни одно важное совещание на БелАЗе. РКС — это роботизированный карьерный самосвал. На машинах, которые вы видите на фото, — новое поколение системы управления, которое готово к работе на реальных объектах.

Карьерные монстры

БелАЗ продает свои машины по всему миру, поэтому не может позволить себе похвастаться прототипами, а потом забыть про них, продолжая выпускать устаревшую технику. Поставляя продукцию на большинство континентов, ты просто обязан идти в ногу со временем, дабы не уступить долю рынка немногочисленным конкурентам. Путь от слов к делу не занял у белорусов много времени — до конца 2018 года два автономных БелАЗ-7513R отправятся в разрез «Абаканский» (Республика Хакасия), на место добычи каменного угля. Там уже готовы площадки для полностью беспилотных самосвалов.

Карьерные монстры

Как все устроено?

Автономный самосвал внешне похож на обычную серийную модель БелАЗ-7513R, на базе которой и построен. Если вдруг где-нибудь в карьере на вас будет мчать БелАЗ без водителя в кабине, обратите внимание на наличие белого ящика на борту. Это блок управления, отвечающий за автономную работу техники. Если ящика нет — убегайте, этот БелАЗ неуправляемый и просто катится по инерции!

Карьерные монстры

Белый ящик — это блок управления всеми автономными системами. Электронные устройства продублированы, и три независимых бортовых компьютера постоянно взаимодействуют, проверяя друг друга на корректность работы. В машину внедрен обучающийся искусственный интеллект

Кроме блока управления, можно обратить внимание на антенны по обе стороны кузова и лидары по бокам. Они анализируют расстояние до объекта и в случае чего останавливают машину. Для внедрения системы автопилота были доработаны рулевое управление, тормоза, гидравлика и система управления тяговым приводом. В стандартные агрегаты встроены небольшие блоки, отвечающие за работу конкретного узла. Все как в легковых автомобилях. Автопилот БелАЗа — это 5-е поколение автопилота по привычной нам классификации. У Tesla, напомним, — 3-е поколение, а до 4-го еще не дошла ни одна серийная легковушка.

Карьерные монстры

Световая индикация указывает на то, что машина едет в автономном режиме. Само собой, беспилотными моделями может управлять и человек, но когда водителя нет в кабине, спереди мигает синий маячок. Сзади — красный

«Безлюдные технологии»

Оказывается, профессиональные водители таких машин, как БелАЗ, — это настоящий дефицит, и компании перекупают таких работников у конкурентов. Не так дорого, как футболистов, но тем не менее. Выпуск на рынок автономных БелАЗов является первым шагом к новой схеме работы с компаниями, занимающимися добычей ископаемых. В будущем БелАЗ будет продавать не самосвалы или погрузчики, а скорее тонны руды или тонно-километры перевезенной горной массы.

Карьерные монстры

Иными словами, белорусское предприятие будет предоставлять технологию по добыче или транспортировке ископаемых. И автоматизация в данном процессе — неотъемлемый шаг. На заводе это все называют «безлюдными технологиями».

Всех людей уволят?

Нельзя сказать, что появление автономных машин в карьерах поспособствует увольнению всего персонала, кроме сторожа и уборщицы. Люди, умеющие управлять такой техникой, будут все еще нужны для того, чтобы «перехватить» руль у автоматики в случае необходимости. Это может быть труднопреодолимый участок или отрезок пути, проходящий по дороге общего пользования, где по закону нельзя ездить автономной технике.

Карьерные монстры

Кроме того, предприятие, использующее автономные БелАЗы, должно иметь в штате высококвалифицированных инженеров, способных настраивать автоматику и работать с ней. А это уже новые рабочие места. И еще важно понимать, что автопилот у карьерного самосвала больше похож на автопилот самолета, нежели легковой машины. В том смысле, что вся система работает через диспетчерскую службу. Автоматизация лишь увеличит эффективность работы людей и слегка скорректирует штат сотрудников, но не заменит их полностью.

Карьерные монстры

«Самостоятельные» БелАЗы требуют некоторой инфраструктуры на участке, где они работают. В карьерах нет разметки, светофоров и стоп-линий. Здесь все делается «на глаз», и система автопилота будет обучаться не без помощи человека. Все устройства, задействованные в бортовых электронных блоках, дублируются, поэтому тормоза у БелАЗа без водителя не откажут. Кроме того, машины обучены на три типа аварийных ситуаций: желтый (например, отказала фара, но можно продолжать работу), оранжевый (нужно ехать в ремонтную зону) и красный (полная остановка работы).

 

Сколько стоит?

Начнем с того, что БелАЗ и в базовой комплектации стоит дорого. Конечно, все зависит от партии, оборудования и многих других факторов, но, если вы захотели приобрести карьерный самосвал, лучше снимайте с зарплатной карты сразу 1 миллион долларов по курсу. Система автопилота добавит к цене еще 10—12%.

Кто первым внедрит автопилот — БелАЗ или Tesla?

Журналистам показали, как могут взаимодействовать автономные самосвал и погрузчик. На заводском полигоне эти две машины устроили показательный «рабочий вальс» и эффектно перекинули кучу земли из одного места в другое. Самосвал при этом работал в полностью автономном режиме по заданным параметрам, а погрузчиком управлял оператор, сидящий в кабинете неподалеку от полигона. Его рабочее место похоже на игровую консоль с максимальным количеством оборудования — педали, руль, рычаги, три экрана. Но здесь все по-настоящему.

Карьерные монстры

Позиционирование на местности самосвалы и погрузчики производят через спутник посредством GPS. Если мы говорим о дистанционном управлении, это работает через обычный интернет. Специалисты уверены, что уже скоро, сидя в одном кабинете, можно будет управлять БелАЗами в любой точке планеты. А полная автоматизация техники в карьерных и горных работах — вопрос десяти лет. Внедрение автопилотов в сфере добычи ископаемых не такой трудоемкий процесс, как перевод всех легковых машин на беспилотный принцип езды. В каком-то смысле БелАЗ со своими партнерами куда ближе к будущему, чем та же Tesla.