0р.
Оформить заказПодготовиться к наступлению будущего белорусскому предприятию помог давний партнер — российская компания «ВИСТ Групп». Также в проекте приняла участие фирма «Цифра», специализирующаяся на интернете вещей и искусственном интеллекте. Готовы к восстанию жодинских машин?
На планете Земля добыча горных ископаемых ведется во все более сложных условиях. В Чили, например, наши БелАЗы колесят на высоте 4 тыс. метров. Там даже рабочий день сокращенный — настолько тяжелые условия труда. Во многих регионах трудности работы возникают из-за загазованности, пыли и даже тумана. Человеческий фактор невольно становится причиной снижения эффективности работы в сфере добычи ископаемых. Например, после взрыва горной породы поднявшаяся пыль останавливает работу на несколько часов, а иногда и несколько суток. Рабочие попросту не могут там дышать. И тут на помощь должны прийти наши БелАЗы, которые обучились передвигаться и полноценно работать без человека в кабине. Машине не нужен чистый воздух, видимость и обед с компотом.
Отклоняясь от темы, хочется отметить, что БелАЗы уже давно пытаются ездить без человека. Еще в 2010 году белорусский производитель представил модель с возможностью дистанционного управления. Конечно, пульт от БелАЗа не такой простой, как, скажем, от игрушечной машинки, но и ничего сложного в нем нет — руль вообще от PlayStation. Управлять многотонным самосвалом приходится с удаленного места оператора. Оно повторяет кабину водителя, но находится далеко от машины. Может быть даже в другой стране — управление происходит через интернет.
Процесс до безобразия прост. Садишься на удобное место, оборудованное джойстиками, педалями и тремя мониторами, и погружаешься в увлекательный процесс управления БелАЗом. Что-то типа авиационного тренажера, но, в отличие от виртуального самолета, здесь человек приводит в движение настоящую машину. Картинка на мониторы транслируется с камер, расположенных на самосвале (или погрузчике). Скорость движения подобной техники невелика, поэтому лаг в долю секунды не будет критичным. Если же интернет совсем отвалится, то машина застынет в том положении, в котором была в момент обрыва связи.
В 2013—2015 годах БелАЗ тестировал прототип самосвала, который автономно колесил по заданной траектории. Здесь уже техника самостоятельно рулила, разгонялась и тормозила. Испытания проводились на заводском полигоне, и в 2015-м был показан полностью готовый самосвал, способный передвигаться без участия человека. Теперь без аббревиатуры РКС не проходит ни одно важное совещание на БелАЗе. РКС — это роботизированный карьерный самосвал. На машинах, которые вы видите на фото, — новое поколение системы управления, которое готово к работе на реальных объектах.
БелАЗ продает свои машины по всему миру, поэтому не может позволить себе похвастаться прототипами, а потом забыть про них, продолжая выпускать устаревшую технику. Поставляя продукцию на большинство континентов, ты просто обязан идти в ногу со временем, дабы не уступить долю рынка немногочисленным конкурентам. Путь от слов к делу не занял у белорусов много времени — до конца 2018 года два автономных БелАЗ-7513R отправятся в разрез «Абаканский» (Республика Хакасия), на место добычи каменного угля. Там уже готовы площадки для полностью беспилотных самосвалов.
Автономный самосвал внешне похож на обычную серийную модель БелАЗ-7513R, на базе которой и построен. Если вдруг где-нибудь в карьере на вас будет мчать БелАЗ без водителя в кабине, обратите внимание на наличие белого ящика на борту. Это блок управления, отвечающий за автономную работу техники. Если ящика нет — убегайте, этот БелАЗ неуправляемый и просто катится по инерции!
Белый ящик — это блок управления всеми автономными системами. Электронные устройства продублированы, и три независимых бортовых компьютера постоянно взаимодействуют, проверяя друг друга на корректность работы. В машину внедрен обучающийся искусственный интеллект
Кроме блока управления, можно обратить внимание на антенны по обе стороны кузова и лидары по бокам. Они анализируют расстояние до объекта и в случае чего останавливают машину. Для внедрения системы автопилота были доработаны рулевое управление, тормоза, гидравлика и система управления тяговым приводом. В стандартные агрегаты встроены небольшие блоки, отвечающие за работу конкретного узла. Все как в легковых автомобилях. Автопилот БелАЗа — это 5-е поколение автопилота по привычной нам классификации. У Tesla, напомним, — 3-е поколение, а до 4-го еще не дошла ни одна серийная легковушка.
Световая индикация указывает на то, что машина едет в автономном режиме. Само собой, беспилотными моделями может управлять и человек, но когда водителя нет в кабине, спереди мигает синий маячок. Сзади — красный
Оказывается, профессиональные водители таких машин, как БелАЗ, — это настоящий дефицит, и компании перекупают таких работников у конкурентов. Не так дорого, как футболистов, но тем не менее. Выпуск на рынок автономных БелАЗов является первым шагом к новой схеме работы с компаниями, занимающимися добычей ископаемых. В будущем БелАЗ будет продавать не самосвалы или погрузчики, а скорее тонны руды или тонно-километры перевезенной горной массы.
Иными словами, белорусское предприятие будет предоставлять технологию по добыче или транспортировке ископаемых. И автоматизация в данном процессе — неотъемлемый шаг. На заводе это все называют «безлюдными технологиями».
Нельзя сказать, что появление автономных машин в карьерах поспособствует увольнению всего персонала, кроме сторожа и уборщицы. Люди, умеющие управлять такой техникой, будут все еще нужны для того, чтобы «перехватить» руль у автоматики в случае необходимости. Это может быть труднопреодолимый участок или отрезок пути, проходящий по дороге общего пользования, где по закону нельзя ездить автономной технике.
Кроме того, предприятие, использующее автономные БелАЗы, должно иметь в штате высококвалифицированных инженеров, способных настраивать автоматику и работать с ней. А это уже новые рабочие места. И еще важно понимать, что автопилот у карьерного самосвала больше похож на автопилот самолета, нежели легковой машины. В том смысле, что вся система работает через диспетчерскую службу. Автоматизация лишь увеличит эффективность работы людей и слегка скорректирует штат сотрудников, но не заменит их полностью.
«Самостоятельные» БелАЗы требуют некоторой инфраструктуры на участке, где они работают. В карьерах нет разметки, светофоров и стоп-линий. Здесь все делается «на глаз», и система автопилота будет обучаться не без помощи человека. Все устройства, задействованные в бортовых электронных блоках, дублируются, поэтому тормоза у БелАЗа без водителя не откажут. Кроме того, машины обучены на три типа аварийных ситуаций: желтый (например, отказала фара, но можно продолжать работу), оранжевый (нужно ехать в ремонтную зону) и красный (полная остановка работы).
Начнем с того, что БелАЗ и в базовой комплектации стоит дорого. Конечно, все зависит от партии, оборудования и многих других факторов, но, если вы захотели приобрести карьерный самосвал, лучше снимайте с зарплатной карты сразу 1 миллион долларов по курсу. Система автопилота добавит к цене еще 10—12%.
Журналистам показали, как могут взаимодействовать автономные самосвал и погрузчик. На заводском полигоне эти две машины устроили показательный «рабочий вальс» и эффектно перекинули кучу земли из одного места в другое. Самосвал при этом работал в полностью автономном режиме по заданным параметрам, а погрузчиком управлял оператор, сидящий в кабинете неподалеку от полигона. Его рабочее место похоже на игровую консоль с максимальным количеством оборудования — педали, руль, рычаги, три экрана. Но здесь все по-настоящему.
Позиционирование на местности самосвалы и погрузчики производят через спутник посредством GPS. Если мы говорим о дистанционном управлении, это работает через обычный интернет. Специалисты уверены, что уже скоро, сидя в одном кабинете, можно будет управлять БелАЗами в любой точке планеты. А полная автоматизация техники в карьерных и горных работах — вопрос десяти лет. Внедрение автопилотов в сфере добычи ископаемых не такой трудоемкий процесс, как перевод всех легковых машин на беспилотный принцип езды. В каком-то смысле БелАЗ со своими партнерами куда ближе к будущему, чем та же Tesla.